Марина Боровская: Образование – это успешное будущее наших стран
В Минобрнауки России состоялось заседание Российско-Кубинской Рабочей группы по сотрудничеству в области образования.

Российскую сторону представляли заместитель Министра науки и высшего образования РФ Марина Боровская, представители вузов, Фонда «Русский мир», Россотрудничества, сотрудники Минобрнауки России. В составе кубинской делегации, возглавляемой заместителем Министра высшего образования Республики Куба Мириам Изабель Алпизар Сантаной, на встрече присутствовали представители государственных органов власти Республики Куба и Посольства Республики Куба в Российской Федерации.
 
«Именно от того, как сложится обсуждение взаимодействия по образовательным программам, по развитию сотрудничества наших университетов и профессиональных кадров, зависит и успех работы нашей рабочей группы и тех задач, которые ставят перед нами правительства наших стран. Оценивая состояние и перспективы нашего сотрудничества, мы понимаем, что иберо-американский мир очень интересен России. Нам интересны все форматы развития изучения в нашей стране испанского языка, который сегодня является предметом большого интереса ряда вузов Российской Федерации», - сказала Марина Боровская, приветствуя кубинскую делегацию. При этом замминистра добавила, что сотрудничество между вузами должно быть укреплено, поскольку именно так повышается конкурентоспособность университетов и кубинской и российской стороны.
 
Марина Боровская отметила, что в текущем году 20 российских вузов приняли на обучение кубинских студентов. В тройку наиболее популярных специальностей в 2019/20 учебном году входят нефтегазовое дело, пожарная безопасность и эксплуатация железных дорог. Наибольшее количество кубинских студентов выбрали для обучения Уфимский государственный нефтяной технический  университет (52 человека из 152), на втором месте по популярности Академия Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям  ликвидации последствий стихийных бедствий (31 человек). Также замминистра отметила, что больше половины граждан Кубы, направленных на обучение в РФ  в 2019/20 учебном году, учатся в магистратуре.
 
Стороны договорились о необходимости обновления нормативно-правовой базы российско-кубинских отношений в сфере высшего образования, а именно о проработке Соглашения по сотрудничеству в области высшего образования на смену действующего в настоящий момент Меморандума о взаимопонимании между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством высшего образования Республики Куба о сотрудничестве в области высшего образования, подписанного 30 января 2009 года.
 
Стороны отметили необходимость разработки стратегии подготовки кадров преподавателей русского языка как иностранного (РКИ) для системы образования Республики Куба. С целью разработки стратегии подготовки кадров преподавателей русского языка как иностранного и образовательных программ по РКИ для различных уровней образования стороны признали целесообразным составление кубинской стороной перечня образовательных учреждений, в которых планируется изучение русского языка как иностранного и подготовка педагогов-русистов для национальной системы образования. Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина выразил готовность к сотрудничеству с ведущими кубинскими университетами по подготовке преподавателей русского языка как иностранного и повышению квалификации преподавателей для системы образования Республики Куба.
 
Стороны обсудили возможность увеличения числа кубинских образовательных учреждений с преподаванием РКИ и дальнейшего развития кафедры русского языка и культуры Института Пушкина в Гаванском университете. Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина также выразил заинтересованность в обсуждении вопроса о возможности изучения русского языка как иностранного в общеобразовательных школах Республики Куба и в проведении экспедиций международной волонтерской программы «Послы русского языка».
 
Стороны отметили взаимный интерес к сотрудничеству между российскими и  кубинскими образовательными организациями высшего образования. С предложениями выступили представители Юго-Западного государственного университета, Российского государственного социального университета, Российского университета дружбы народов, Южного Федерального университета, Казанского (Приволжского) федерального университета. Так, Казанский федеральный университет (КФУ) выразил готовность развивать сотрудничество с научно-образовательными центрами Республики Куба по разработке и реализации совместных проектов по обеспечению энергонезависимости Кубы с учетом опыта Республики Татарстан и КФУ, а также заинтересованность в проведении исследований в области применения термических методов повышения нефтеотдачи (SAGD, внутрипластовое горение) на Кубе совместно с научно-исследовательским центром CEINPET, а также проведение совместно с компанией Куба-Петролео (CUPET) научных испытаний катализаторов для месторождения Бока де Харуко на Кубе, а затем - промышленных испытаний непосредственно на месторождении Бока де Харуко. Юго-Западный государственный университет выразил готовность к созданию на территории Кубы студенческого «Центра космической связи» для проведения сеансов космической связи с Международной космической станцией и студенческими космическими аппаратами, а также к созданию совместного кубинско-российского наноспутника с возможностью его запуска в 2021 году.
 
Решения сторон были оформлены протоколом. Россия и Куба достигли договоренности провести следующую встречу Рабочей группы в Гаване в 2020 году.