Минобрнауки России и университетское сообщество настраивают процесс подготовки кадров для обеспечения технологического лидерства
Вопросы подготовки кадров для обеспечения технологического суверенитета России обсудили на панельной дискуссии в рамках деловой программы стенда Минобрнауки России на XXVIII Санкт-Петербургском международном экономическом форуме.
Заместитель Министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова рассказала, что за последние годы Минобрнауки России и университетское сообщество сделали много существенных шагов, чтобы настроить и синхронизировать процесс подготовки кадров с запросами индустриальных партнеров к вузам, а также вызовам в условиях геополитической перезагрузки в мире. Одним из ключевых направлений этой работы стал проект «Передовые инженерные школы», где в партнерстве с бизнесом ведется подготовка кадров для обеспечения технологического лидерства страны.
«Проект стал мощным инструментов для синхронизации усилий, чтобы из стен вуза вышел тот самый «русский инженер» в широком смысле. Здесь важна и ценностная система координат, и понимание значимости роли для развития страны и ее технологического лидерства, и профессиональные знания, которые в нашей стране очень сильны», – сказала Ольга Петрова.
На сегодняшний день на базе российских вузов в партнерстве с технологическими компаниями работают 50 передовых инженерных школ. По поручению Президента России Владимира Путина в перспективе планируется создание еще 50.
Кроме того, по словам замминистра, в этом году на технологическое лидерство была перенастроена еще одна флагманская программа по подготовке кадров – «Приоритет-2030».
«Задача достижения технологического лидерства – одна из национальных целей, сформулированная в 309 Указе Президента. И вся система образования и научного знания отвечает на те задачи, которые стоят перед страной», – добавила Ольга Петрова.
На подготовку качественных кадров для обеспечения технологического лидерства направлены и изменения национальной системы высшего образования. Ректор Санкт-Петербургского политехнического университета имени Петра Великого Андрей Рудской отметил, что сегодня для обеспечения страны кадрами особенно важно сотрудничество вузов и промышленных предприятий, а также выполнение студентами реальных проектов и НИОКР.
«Что еще сегодня важно для студента, особенно технического вуза. Это глубинное формирование инженерного мышления и ответственности за то, что ему преподается. Поэтому мы и мои коллеги давно приступили к практикоориентированному образованию, работе в команде и наставничеству. Также важно внедрение в процесс обучения новейших производственных и образовательных технологий», – рассказал Андрей Рудской.
По словам ректора Национального исследовательского ядерного университета МИФИ Владимира Шевченко, технологического суверенитета не бывает без технологического лидерства.
«Запрос на подготовку лидеров к образовательной системе должен идти рука об руку с востребованностью этих специалистов рынком и промышленностью. Если мы будем готовить суперспециалиста, но нет компании, где он мог бы работать в России, нет задачи по масштабу его амбициям – значит, мы подготовили кадры не для нашей экономики», – подчеркнул Владимир Шевченко.
В рамках дискуссии спикеры также обсудили возможные форматы и методы работы с молодежью по привлечению их в изучение технологий, а также подготовки специалистов для инженерно-технической сферы.