Валерию Фалькову представили первые результаты пилота по обновлению системы высшего образования в Горном университете
26.12.2023
В рамках рабочего визита в Санкт-Петербург глава Минобрнауки России Валерий Фальков посетил Горный университет императрицы Екатерины II. Вуз является одним из участников пилотного проекта по совершенствованию системы высшего инженерного образования, объявленного Президентом России Владимиром Путиным. В нем обучается порядка 10,5 тысяч студентов, из них 16,5% — иностранцы.
Основные результаты:
- Университет продемонстрировал наибольшее количество зачисленных среди всех вузов — участников пилотного проекта — 1 922 человека по программам базового высшего образования и 79 человек по обновленным программам аспирантуры.
- По итогам первого полугодия текущего учебного года 90% первокурсников Санкт-Петербургского горного университета, поступивших на бакалавриат, перевелись на обучение по программам специалитета сроком 5,5 лет. Это позволит им получить более глубокие фундаментальные знания, дополнительные компетенции в области цифровых технологий, экономики, управления, а главное — увеличить срок прохождения производственной практики в общей сложности до 10 месяцев.
- Все эти изменения нацелены на рост конкурентоспособности ребят, сокращение времени на адаптацию в реальном секторе экономики после окончания вуза.
Во время визита в вуз Министру также представили планы по дальнейшему совершенствованию базовой части высшего образования и аспирантуры в рамках пилота.
Обучение по базовому уровню образования, по предложению Горного университета, займет от 5,5 до 6 лет. Так, в течение трех первых семестров студенты будут изучать общеобразовательные и общетехнические дисциплины, которые необходимы для формирования фундаментальной базы. После этого студенты начинают изучать дисциплины по профильному направлению подготовки и специализированные предметы. Затем у обучающегося появится возможность на изучение навыков, необходимых для получения дипломов второй профессиональной квалификации, которая выдается в дополнение к документам о наличии базового высшего образования. Например, студент нефтегазового факультета понимает, что его карьерные перспективы связаны с повышением энергоэффективности процесса добычи углеводородов. Однако для того, чтобы реализовать себя на этом поприще, ему необходимы дополнительные знания, и их освоение как раз и займет последние полгода.
Аспирантура в рамках обновляемой системы высшего образования нацелена на подготовку преподавателей для высших учебных заведений по модулю дисциплин конкретных специальностей, а также ученых, чья деятельность будет направлена на обеспечение технологической независимости России. За 3–4 года, в зависимости от направления подготовки, молодой ученый или преподаватель получит весь необходимый комплекс теоретических и практических компетенций.
По итогам совещания глава Минобрнауки России Валерий Фальков поручил университету представить перечень вузов из других регионов России, с которыми на 2024 год Санкт-Петербургский горный университет будет сотрудничать по обновлению системы высшего образования, а также проработать программу мобильности для студентов.
«Необходимо, как можно быстрее распространить ваш опыт на другие вузы, уже в самое ближайшее время внедрить вашу модель хотя бы в полутора десятках университетов. Это важно не только для ускорения реализации пилотного проекта, но и для роста академической мобильности», — заключил Валерий Фальков.
Основные результаты:
- Университет продемонстрировал наибольшее количество зачисленных среди всех вузов — участников пилотного проекта — 1 922 человека по программам базового высшего образования и 79 человек по обновленным программам аспирантуры.
- По итогам первого полугодия текущего учебного года 90% первокурсников Санкт-Петербургского горного университета, поступивших на бакалавриат, перевелись на обучение по программам специалитета сроком 5,5 лет. Это позволит им получить более глубокие фундаментальные знания, дополнительные компетенции в области цифровых технологий, экономики, управления, а главное — увеличить срок прохождения производственной практики в общей сложности до 10 месяцев.
- Все эти изменения нацелены на рост конкурентоспособности ребят, сокращение времени на адаптацию в реальном секторе экономики после окончания вуза.
Во время визита в вуз Министру также представили планы по дальнейшему совершенствованию базовой части высшего образования и аспирантуры в рамках пилота.
Обучение по базовому уровню образования, по предложению Горного университета, займет от 5,5 до 6 лет. Так, в течение трех первых семестров студенты будут изучать общеобразовательные и общетехнические дисциплины, которые необходимы для формирования фундаментальной базы. После этого студенты начинают изучать дисциплины по профильному направлению подготовки и специализированные предметы. Затем у обучающегося появится возможность на изучение навыков, необходимых для получения дипломов второй профессиональной квалификации, которая выдается в дополнение к документам о наличии базового высшего образования. Например, студент нефтегазового факультета понимает, что его карьерные перспективы связаны с повышением энергоэффективности процесса добычи углеводородов. Однако для того, чтобы реализовать себя на этом поприще, ему необходимы дополнительные знания, и их освоение как раз и займет последние полгода.
Аспирантура в рамках обновляемой системы высшего образования нацелена на подготовку преподавателей для высших учебных заведений по модулю дисциплин конкретных специальностей, а также ученых, чья деятельность будет направлена на обеспечение технологической независимости России. За 3–4 года, в зависимости от направления подготовки, молодой ученый или преподаватель получит весь необходимый комплекс теоретических и практических компетенций.
По итогам совещания глава Минобрнауки России Валерий Фальков поручил университету представить перечень вузов из других регионов России, с которыми на 2024 год Санкт-Петербургский горный университет будет сотрудничать по обновлению системы высшего образования, а также проработать программу мобильности для студентов.
«Необходимо, как можно быстрее распространить ваш опыт на другие вузы, уже в самое ближайшее время внедрить вашу модель хотя бы в полутора десятках университетов. Это важно не только для ускорения реализации пилотного проекта, но и для роста академической мобильности», — заключил Валерий Фальков.