От хэлперов до психотерапии: как устроена работа психологической службы в вузах

Образование

Минобрнауки совместно с учеными Российской академии образования (РАО) разработало концепцию развития сети психологических служб в вузах. Документ был утвержден межведомственной комиссией. Ряд мероприятий, прописанных в документе, будет осуществлен в вузах до 2025 года. На следующем заседании комиссии планируется рассмотреть дорожную карту по ее реализации.

Стоит отметить, что в этом году Минобрнауки России совместно с РАО проведен ряд значимых для развития психологического сопровождения высшего образования мероприятий. В частности, создан Федеральный ресурсный центр психологической службы в системе высшего образования, а также утвержден состав Межведомственной рабочей группы по развитию психологических служб в вузах. В состав группы под руководством Министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова вошли представители РАО, Минпросвещения России, Российской академии наук, МЧС России, Минобороны России, МВД России, ФСИН России, Минздрава России, Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест».

Зачем в университетах нужны психологические службы

Создание психологических служб в вузах сегодня необходимо по нескольким причинам. Как поясняет руководитель психологической службы Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова (ЯрГУ), доктор психологических наук, профессор Надежда Клюева, в числе стратегических целей таких служб — создание психологически безопасной и комфортной среды в образовательном учреждении, формирование условий для позитивной социализации студентов, а также профилактика и оказание поддержки тем, у кого есть отклонения в поведении, какие-то формы девиации, зависимости, неблагополучие в отношениях.

«В настоящее время у нас сформировано положение о психологической службе, определены ее цели, задачи и направления работы. При этом каждый вуз так или иначе вносит коррективы в базовые документы с учетом собственных традиций и приоритетов, а также своих возможностей», — отметила Надежда Клюева.

Психологическая служба ЯрГУ трансформировалась из проекта «Самое время позаботиться о себе и о других». В течение трех лет психологи факультета психологии вместе с волонтерами оказывали психологическую поддержку студентам и преподавателям во время пандемии COVID-19 и перехода на дистанционное образование.

«Когда закончилась сложная эпидемиологическая ситуация, вуз посчитал важным трансформировать проект в отдельную структуру — психологическую службу университета. Сейчас нам выделены ставки, у нас есть отдельное помещение, тренинговый зал, кабинеты для психологических консультаций, подобран компетентный персонал. Это опытные психологи-консультанты, методисты, владеющие методиками оказания психологической поддержки студентам и повышения психологической компетентности преподавателей. Кроме того, у нас работает психиатр. Это очень важно потому, что необходимость оказания психиатрической и психотерапевтической помощи очень востребована», — рассказала Надежда Клюева.

Как устроена психологическая служба в ЯрГУ?

Психологическая служба ЯрГУ проводит широкомасштабную работу по нескольким направлениям. Специалисты ведут консультации и интерактивные лекции, готовят видеоролики о различных психологических практиках. Необычным форматом работы стал запуск специализированного телеграм-канала, где психологи, студенты, магистранты и опытные консультанты выставляют полезную практическую информацию о качестве отношений, мотивации, снижению утомления, активизации когнитивных (познавательных) процессов.

«Большое внимание мы уделяем и повышению психологической компетентности преподавателей. Потому что студенты сейчас другие, надо понимать их мотивацию, устанавливать партнерские отношения, уметь переходить от патерналистской модели к диалогу с молодежью», — добавила Надежда Клюева.

Одним из приоритетных направлений работы руководитель психологической службы назвала создание на каждом факультете ЯрГУ группы «помогающих студентов» — так называемых хелперов. Их планируется обучить практикам распознавания сложных случаев и экспресс-поддержки однокурсников. Чтобы в случае необходимости они могли порекомендовать сверстникам, переживающим трудные ситуации, обратиться к профессиональному психологу.

Психологическая поддержка в сфере высшего образования должна быть системной. Сейчас в большинстве вузов есть один или несколько психологов, которые не закрывают потребности студентов и преподавателей. Поэтому мы стремимся создать сеть поддержки из волонтеров, хелперов, консультантов и руководителей, которые будут культивировать и распространять в университетской среде ценность благополучия», — отметила Надежда Клюева.

Что предстоит сделать для развития психологических служб в вузах?

Первое, на что стоит обратить внимание при развитии психологических служб в сфере высшего образования — это нормативно-правовая база. Предстоит разработать документы о межведомственном взаимодействии. В частности, следует определить основания, на которых вуз может выстраивать сотрудничество с психиатрами и психотерапевтами для оказания студентам медицинской помощи, и установить какими будут нормы работы психологов.

Надежда Клюева отмечает, что в будущем важно собрать профессиональное сообщество психологов, работающих в системе высшего образования, в котором будет создан Этический комитет для анализа случаев из практики, выработки стандартов деятельности, создать банка технологий, методик и методов.

«Научно-методическое обоснование — важное направление развития. Наша служба опирается на позитивную психологию и ресурсный подход. У нас масса исследований в сфере психологического благополучия и компетентности, личностных ресурсов (жизнестойкости, оптимизма, позитивных отношений с окружающими и др.) подхода. Мы реализуем очень хорошие проекты, основанные на этих исследованиях не только в вузе, но в регионе. Чем больше будет исследований в сфере психологии высшего образования и если у нас появится свой журнал или сборник, где могут быть опубликованы исследования, формироваться банк технологий и методов тем лучше и полезнее для развития службы в России», — резюмирует Надежда Клюева.


Читать также